ОБУВЬ
Эффективность передвижения,
скорость, и выполнения многих трюков сильно зависит от того,
во что трейсер обут.Именно на стопу приходится не только
большинство нагрузок, но и самые травмоопасные нагрузки — приземления
при прыжках с разных высот. Поэтому, выбору тренировочной обуви следует
уделить особое внимание.
Основные требования для обуви
трейсера:
— хорошее сцепление с поверхностью
— амортизация
— устойчивость
— маленький вес
— сохранение благоприятного микроклимата стопы
— надёжность
Рассмотрим более подробно, откуда взялись такие требования.
- Сцепление с поверхностью —
это требование особенно актуально для паркура, т. к. трейсер часто
использует вертикальные поверхности, сцепление с которыми особо важно и,
зачастую, определяет выполнимость некоторых трюков. Это может быть как
обычная пробежка или толчок на стенке, так и торможение при спуске
с высот, с которых нельзя просто спрыгнуть.
- Устойчивость — эта
характеристика подошвы предотвращает подворачивание ног и увеличивает
сцепление с поверхностью.
- Амортизация —
сглаживает резкие нагрузки на стопу, в некоторой мере страхует стопу
и весь скелет от травматических нагрузок. В дополнение
к этому, амортизация позволяет подошве прогибаться, приспосабливаясь под
рельеф поверхности, сглаживая мелкие неровности и камешки, уменьшая
точечные травматические нагрузки на стопу и увеличивая сцепление
с поверхностью.
- Маленький вес — кроме
того, что небольшой вес обуви позволит дольше тренироваться не утомляя
ноги, он также увеличит скорость и контроль движений.
- Микроклимат —
от него зависит здоровье стопы в общем. Т.к. стопа подвержена большим
нагрузкам и находится в близком контакте с пылью с земли,
она потеет, пачкается, натирается и подвергается повышенному воздействию
микроорганизмов. Поэтому обувь должна свободно «дышать», не нарушать
кровообмен, выводить влагу и, желательно, чтобы внутренняя поверхность обладала
антисептическими свойствами (для этого можно использовать специальные пропитки).
- Надёжность — это
означает, что обувь выдержит нагрузки, и в критический момент у неё
не оторвётся подошва или протекторы, а шнурки, при падении, зацепятся
за гвоздь в стенке и спасут трейсеру здоровье или жизнь
(шутка;))
Устройство кроссовка
В кроссовке можно выделить такие
основные детали и их назначения, полезные для всех любителей активной
жизни:
- Задник: фиксирует пятку в области ахиллова сухожилия.
Препятствует скольжению ноги, что обеспечивает нормальное положение стопы.
- Шнуровка: кроссовок в зашнурованном виде не должен
сдавливать стопу, это мешает кровообращению.
- Стелька: бывает двух видов — обычная и ортопедическая.
Обеспечивает дополнительное удобство и амортизацию.
- Промежуточная подошва: чаще всего изготавливается из EVA
(этил-винилацетата) различной жесткости. Предназначена для поглощения удара
и контроля движения.
- Система поддержки свода стопы: предотвращает чрезмерное скручивание
стопы.
- Система амортизации задника: снижает ударные нагрузки.
- Система амортизации носка: уменьшает давление на стопу при
переносе тяжести с носка на пятку.
- Жесткая пяточная часть: элемент фиксации пятки, изготавливаемый
из пластика.
- Подметка: ее основная функция — обеспечение гибкости
и свободы движения стопы в кроссовке, а также хорошее сцепление
с поверхностью.
Как выбирать кроссовки
Особое внимание при выборе кроссовок
следует уделить протекторам, и материалам, из которых они
изготовлены. На кроссовках может быть написано всё что угодно, любые
мега-гига технологии, но проверять всё нужно на практике. Материал
должен быть мягким и цепким. Чтобы это проверить, достаточно провести
пальцем по поверхности подошвы — если палец не скользит, то материал
будет цепляться за любую поверхность. Не берите, если материал твёрдый
и скользкий — на ровных бетонных или металлических поверхностях
он будет скользить с любыми протекторами. Сами протекторы должны
выглядеть как небольшие выступающие квадраты, ромбы, круги — главное чтобы
они не были сплошными длинными линями. Ни в коем случае
не берите кроссовки с плоской подошвой — такие предназначены для
зала.
Также обратите внимание
на амортизацию носка. Т.к. большинство приземлений выполняется именно
на носки, амортизация на пятке выполняет скорее страхующую роль, и
не принимает всех нагрузок на себя. В придачу к этому,
амортизация на носке сгладит острые неровности, мелкие камешки при беге,
и увеличит время соприкосновения со стенкой, что позволит сделать
более сильный толчок. Для того, чтобы определить наличие амортизации,
достаточно сжать пальцами подошву с боков — места где есть
амортизация будут заметно мягче на ощупь.
Внешний вид особого значения
не имеет, т. к. всё равно через месяц тренировок кроссовок
превращается грязную, с истоптанной подошвой, галошу. Любой амортизации
хватает максимум на три месяца, протекторы живут немного дольше.
|