Возрастная физиология.
В различные возрастные периоды наблюдается интенсивный рост
и функциональное развитие организма, происходящее неравномерно. Наиболее
выраженные процессы характерны для первых лет жизни и периода полового
созревания.
К 7 годам наблюдаются усиленный рост нижних конечностей,
изменение формы позвоночника и расположения ребер, большая их эластичность.
Перегрузка может способствовать различным деформациям скелета с патологическими
изменениями костей и хрящей. В этом возрасте мышцы сгибатели сильнее
разгибателей. Наиболее утомительными для детей младшего школьного возраста
являются статические усилия и длительные интенсивные нагрузки. Это связанно с
возрастными особенностями сердечно-сосудистой системы. Если после скоростных
кратковременных упражнений восстановление у детей наступает быстрее, чем у
взрослых, то продолжительные нагрузки большой мощности переносятся неудовлетворительно.
У младших школьников преобладают процессы возбуждения в
центральной нервной системе.
К 8-10 годам заканчивается развитие щитовидной железы. Ее
гормоны задерживают развитие половых желез, способствуют росту организма.
Характерным для среднего школьного возраста является наступления полового
созревания. Время наступления полового созревания и его соответствие
календарному возрасту определяется при учете внешних признаков, а также
рентгенологически.
В первой стадии полового созревания активно действуют
гормоны роста, выделяемые щитовидной железой и гипофизом.
Эндокринные и нервные влияния создают фон повышенной
реактивности организма.
С 7 до 15 лет вдвое увеличивается систолический объем
сердца. Наибольшее увеличение объема сердца наблюдается у девочек в 11 лет, а у
мальчиков примерно в 14 лет. Размеры и объемы сердца увеличиваются одновременно
с ростом веса тела.
До 12-13 лет максимальное потребление кислорода у мальчиков
и девочек одинаково. У мальчиков оно возрастает прямо пропорционально весу
тела. У девочек с наступлением полового созревания эта зависимость нелинейная.
В этот период отмечается тесная связь уровня специальной подготовленности и
физического развития (оценивается по темпам полового созревания и приросту
веса). Под влиянием тренировки сдвиги вегетативных функций (дыхательной,
сердечно-сосудистой систем и т.д.) у юношей изменяются менее показательно по
сравнению со взрослыми.
В старшем школьном возрасте с началом половой зрелости
наступает период эмоциональной стабилизации. Более совершенная регуляция
органов и систем организма юноши уже достаточно полно обеспечивает все стороны
двигательной деятельности.
Возрастные этапы не всегда можно четко классифицировать по
годам. Это зависит от многих причин, том
числе и от акселерации. Акселерация – это ускорение физического развития и
полового созревания детей, подростков и юношей. Связано с различными причинами,
в том числе с повышением материального благосостояния и культурного уровня
населения, улучшением лечебно-профилактической помощи, возросшим применением
фармакологических препаратов, оказывающих стимулирующее влияние на рост и
развитие организма (поливитамины, гормоны, ферменты и т.п.), повышенным
белковым питанием, уменьшением двигательной активности и т.д. В связи с
акселерацией за последние годы половое созревание у подростков наступает на 2-3
года раньше, а рост взрослого человека увеличился в среднем на 10см.
! Физиологические особенности детей, подростков и юношей
следует учитывать при выборе для них тренировочных нагрузок.
В возрасте 5-10 лет целесообразно совершенствовать
координацию движений, а с 9-10 лет – максимальный темп и общую выносливость. В
11-13 лет в связи с бурным темпом роста физического развития следует
преимущественно развивать быстроту; в 14-15 лет – совершенствовать и развивать
скоростно-силовые качества; в 15-16 лет – совершенствовать специальную
выносливость. В возрасте 17-19 большое значение придается совершенствованию
координации. В 20-30 лет внимание уделяется коррекции биодинамической структуры
движений на фоне повышения силовых качеств.
|